воскресенье, 6 июля 2014 г.

Необходимые качества игрушки для дошкольника

Продолжая тему детских игрушек, я сегодня хочу поговорить о нескольких качествах, которыми должна обладать хорошая, развивающая игрушка для ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Материал подготовлен по мотивам статей и рекомендаций ведущих детских психологов.


Игрушка для ребенка, прежде всего,  - это средство игры. В связи с этим необходимыми ее качествами являются:

Оптимальный размер (*я бы еще добавила вес) - игрушка должна быть мобильной, чтобы ребенок мог ее носить с собой, легко манипулировать ей, обнимать. Слишком большой игрушкой ребенок играть не сможет, а слишком маленькие будут постоянно теряться. Психологи, изучающие детскую игру, для дошкольников рекомендуют игрушки размером от 10 до 40 см.

Функциональность - помним, что игрушка - это предмет игры. Выбирая ребенку игрушку, подумайте, что он с ней может делать? Для дошкольников хороши перчаточные куклы и другие куклы-актеры.

Образ игрушки - должен быть простым и непротиворечивым. Если это корова, то наличие у нее крыльев ребенка смутит. Как правило, дети не любят и не знают, что делать со "сложными" в восприятии игрушками, так как они не могут их идентифицировать и понять, как построить с ними игру. 

Говорить игрушки должны голосом ребенка, а не встроенным звуковым механизмом. Это способствует расширению диапазона игровых дествий с игрушкой и развивает воображение ребенка. Кроме того, игрушки без озвучки, дольше сохраняют свою привлекательность для дошкольника, так как не предлагают запрограммированного из вне действия, открывая простор для фантазии.

Игрушки-подружки - это те игрушки, которым ребенок одушевляет и с которыми общается. Как правило ребенку проше одушевить мягкую игрушку (зайку, мишку и тд), чем куклу.  При этом наличие таких "друзей" является для ребенка опорой внутреннего диалога, развитие которого приходится на период дошкольного возраста. Игрушки-подружки также помогают детям справиться с трудностями адаптации к незнакомой или пугающей ситуации (например, детский садик). 
Игрушка-подружка обычно обладает индивидуальностью и беспомощностью, провоцирующей заботу. Она удобна для действий и легко поддается одушевлению.