вторник, 15 июля 2014 г.

Психологи родителям: Как играть с подростком?

Девочки, здравствуйте!
Обычно по субботам мы говорим о детях. В эту субботу я приболела и очередная потрясающе интересная статья подвисла в воздухе. Публикую ее сегодня.
Статья написана психологами - Аней Соколовой и Настей Стрешенец. Аня и Настя имеют многолетний опыт общения с подростками и работы с ними в
Школе Юного Психолога при факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Разговор о том, зачем подростку игра и какое развивающее значение она имеет, мы начали в гостевой статье, которую написала для читателей блога Аня. Пост на эту тему можно прочесть ЗДЕСЬ.



Почему не принято играть с подростками – до конца не понятно. То ли мы боимся, что они не захотят, то ли думаем, что от этого не будет пользы. На самом деле – захотят, и
польза будет. Но, чтобы это произошло, важно, во что и, главное, как мы играем.
Все виды игр перечислить очень сложно, поэтому здесь мы лишь обозначим некоторые
области и приведем конкретные примеры игр. А дальше – простор для вашей фантазии
не ограничен. *невозможно в тексте статьи полноценно описать какую-то игру, поэтому, если кому-то интересно, пусть спрашиваюит конкретно. Все расскажем и напишем, еще и видео заснимем :)))

Итак, Как играть с подростками?

1. Смешно, шумно, по-детски.
Есть множество игр,про которые мы меньше всего думаем, представляя себе уже посерьезневших тинэйджеров. На самом деле, они эти игры очень любят, важно лишь войти во вкус. Во всех этих игра главное - сделать первый шаг и отпустить себя навстречу эмоциям.
Это игры для больших, очень больших и очень-очень больших компаний. И отдельное
удовольствие – играть в них на виду у кого-то (например, на виду у прохожих).
Что же это за игры?
Игры со смешными движениями и словами. Мы часто играем в них, когда нас больше
100 в кругу – непередаваемые эмоции. Но и вдесятером весело. Пожалуй, одна из известных таких игр - Лавата. Или прекрасная игра Ипподром, в которой все изображают звуки скачек, препятствий и болельщиков.
Сюда же стоит отнести игры, в которых нужно бегать, активно двигаться и можно
бесится. Для таких игр, конечно, нужно много места, например, можно играть на улице. Кроме привычных салочек, можно назвать и другие варианты:
  • Шарики/хвосты: все разбиваются на пары и каждому привязывается к ноге воздушный шарик/прицепляется за пояс хвост из ленты(так, чтобы можно было выдернуть), теперь нужно лопнуть шарик партнера/вытащить хвост и сохранить свой. На самом деле, можно на пары и не разбиваться – веселья будет даже больше.
  • Голова-хвост: все встают в поровозик, держась за талию впереди стоящего. Первый человек – голова, последний – хвост, задача головы – поймать хвост. А потом можно и поменяться.
Можно устраивать даже откровенно детские игры. Вообще-то в них чаще играют воспитанники детского сада, но мы тоже можем не отказывать себe в удовольствии. Например такая игра: ведущий задает вопросы, а все остальные хлопают и кричат «да», если согласны и топают и кричат «нет», если не согласны. Подготовьте смешные вопросы (если это день рождения – можно про именинника), и наверняка кто-нибудь (или вы сами) наперекор всем будет хлопать и кричать «да» на вопрос типа «Маша обожает бокс?». Главное в игре – драйв.
2. Можно играть интеллектуально.
«Нам и в школе достаточно!» - ноют воображаемые подростки. На самом деле, очень приятно
почувствовать себя знатоком из передачи "Что? Где? Когда?" и азартно обсуждать
неожиданные вопросы.
Один из более мягких вариантов – игра Шляпа. Всем раздается по 5 бумажек, на которых необходимо написать по слову (существительному), после чего бумажки складываются в шляпу. Мы будем их объяснять. Но не просто так! Все разбиваются на пары и садятся в круг так, чтобы партнеры по паре оказались напротив друг друга. Шляпа со словами идет по кругу. Игрок достает слова и объясняет их партеру. Но у него есть только 15 (10, 20) секунд. Пара, которая наберет больше всего слов, выигрывает. Игра идет до тех пор, пока слова в шляпе не закончатся. Обычно в шляпу играют с любыми существительными, но можно ввести ограничение – например, на занятиях по психологии, мы просим ребят писать только термины, касающиеся пройденных тем, – и приятно, и полезно (вот даже видео, как подросткам классно играть в шляпу):
3. Играть творчески.



Подростки, конечно, готовы творить уже серьезно: Играть в театре, снимать интересные
мультики или фильмы. Но есть и совсем простой вариант творить в компании: поиграть в шарады. Ведущий должен показать загаданное без слов, а все остальные угадывают. Тот, кто
угадал, становится ведущим и получает задание от своего предшественника.
Загадывать можно что угодно: животных, предметы, фильмы, пословицы и поговорки.
4. Играть серьезно
В подростковом возрасте ребята испытывают потребность говорить на серьезные темы, но не всегда такой разговор легко начать. И здесь нам тоже помогают игры, не случайно в подростковой субкультуре распространены игры типа «Правда или действие?». Хороша игра с вопросами – их может написать каждый из игроков на отдельных бумажках или нужно подготовить заранее. Главное, чтобы на эти вопросы было интересно отвечать. «В каком месте ты бы хотел побывать и почему?», «Какое твое самое яркое переживание за последний год?», «Твой самый безбашенный поступок?», "Каким ты видишь себя через 10 лет?». Не обязательно говорить только о позитивных переживаниях. «За что тебе действительно стыдно?», «Чего ты боишься?». Для таких игр главное - поймать момент и позаботится о доверительной и безопасной атмосфере.
5. Интересно играть, преодолевая трудности.
Понять, на что ты способен и перешагнуть через привычные границы – одна из важных задач подросткового возраста. И сами подростки часто этим занимаются – от безобидного кукарекания на последней парте, до опасных и противоправных действий. Почему бы не помочь подросткам поэкспериментировать в играх? Это могут быть и фанты, только задания должны действительно представлять некоторую трудность для подростка. Тут все зависит
от конкретных детей, кому-то и под столом песню петь страшно, а кто-то легко согласится разгуливать с дуршлагом на голове по улице. Есть и более серьезные испытания, стоит поговорить отдельно.
6. Конечно же, играть надо вместе
Кроме личных заданий интересными могут стать и совместное преодоление трудностей. Это может быть и задание встать всем вместе на ограниченное пространство (клеенку), или нарисованный лабиринт, или на тянутая паутинка, по которой движется один из
участников с закрытыми глазами, а остальные ему подсказывают. Во всех этих играх важно постоянно поддерживать нацеленность на совместное решение задачи, чтобы в итоге прийти к чувству «Мы смогли это вместе!». В любом случае, испытания для одного или для всей
команды, должны быть действительно сложными, иногда рискованными – иначе смысла в этом нет.
За те годы, пока мы играем с подростками, мы поняли один маленький секрет игр с любыми детьми. Чтобы игра удалась, вам действительно должно хотется самому в нее сыграть. Напускной энтузиазм или, наоборот, снисходительность могут погубить игру. А вот если вы действительно получаете удовольствие от смешных движений,
которые делаете, – это заражает.

***
Если вам понравилась статья, пожалуйста, обозначьтесь :) Можно просто поставить плюсик. Нам будет очень приятно.
Если она показалась вам полезной - поделитесь с другими! Пять минут вашего времени, а кому-то эта информация может помочь наладить отношения со своим ребенком, справиться с трудной жизненной ситуацией или просто весело провести время.
Аня и Настя открыты для ваших вопросов и комментариев. Они будут рады подробнее описать какие-то определенные игры или дать профессиональный совет.
Связаться можно со мной через форму на сайте.
Можно написать Ане orangesunflower@inbox.ru