суббота, 21 июня 2014 г.

Игра в жизни подростка

Девочки, здравствуйте!

На дворе суббота, а значит - время налить себе чашечку чая, выложить на тарелочку любимые плюшки и окунуться в богатый мир детских игр и игрушек :)  Сегодня, мои дорогие читательницы, я бы хотела затронуть тему игры и ее значения в жизни ребенка подросткового возраста. По такому случаю в гости к нам заглянула моя замечательная одногруппница, психолог с семилетним стажем работы с подростками в Школе Юного Психолога при МГУ им. М.В. Ломоносова, школьный психолог и молодая мама - Анна Соколова. 

***
Привет! Меня зовут Аня. Я возрастной психолог, т.е. специалист по психологическим особенностям различных возрастов. Мне 25 лет. 7 лет я проработала преподавателям в Школе юного психолога при МГУ им. М.В. Ломоносова (из них 4 года я этой организацией руководила). Все это время рассказывала подросткам о психологии и учила их общаться и познавать себя. 2,5 года работала школьным психологом. Из них полтора была классным руководителем. Еще частно консультирую детей и их родителей по самым разным вопросам. Кроме того я продолжаю свое профессиональное обучение в аспирантуре.
Правда, последние 4 месяца ничего этого не делаю, только статьи пишу, потому что у меня родилась дочка :)
 *Кстати у Ани есть блог http://rain-coffee.livejournal.com/
Ане также можно написать письмо на orangesunflower@inbox.ru



Мы много знаем/говорим/читаем/пишем об играх для малышей и маленьких детей. Однако, как только дети идут в школу, мы забываем о том, что в их жизни может присутствовать игра. И если младшие школьники еще сами нам об этом напоминают: бегают и прыгают, воображают себя кем-то, просят купить им какие-то игры или игрушки, - то в подростковом возрасте они играть перестают, а родители вздыхают свободно: "Наконец-то не надо с ним играть, он сам собой занимается".

Действительно, теперь дети только учатся, ходят на дополнительные занятия и общаются с друзьями (хотя не всем так везет).  К счастью, некоторые еще занимаются спортом. Хотя нет, подождите, со временем они еще начинают пробовать курить и выпивать алкоголь, "шататься где ни попадя" и гулять за ручку под луной. И еще много-много сидеть в Интернете и играть в компьютерные игры.
*Знакомая картина?

В общем, ни для кого не секрет, что подростки часто бывают потеряны. Где-то сидят, что-то делают... Как сказала одна моя знакомая мама двух прекрасных дочерей: "Зачем нам такие длинные каникулы (10 дней), они же просто сидят дома и НИЧЕГО не делают!".

Чем здесь могут помочь родители? Вспомним о потребностях детей различного возраста, о том, что помогает им двигаться вперед, развиваться и расти. В этом нам поможет понимание такого понятия как ведущая деятельность (т.е. Деятельность, которая обеспечивает развитие). В подросткового возрасте - это интимно-личностное общение со сверстниками. Т.е. общение близкое, доверительное, ориентированное на собеседникаИменно в таком общении подросток должен познать себя, обрести психологическую независимость от родителей, научиться общаться с противоположным полом и самоопределиться (выбрать профессию, образ жизни и т.д.)

Однако в начале подросткового возраста эта деятельность еще не сформирована. И поскольку на начальном этапе общаться многие подростки не умеют, они погружаются в Интернет, компьютерные игры, закрытые субкультуры. Некоторые увлекаются спортом или находят себе интересное хобби,  другие же замыкаются в себе, уходят в свой внутренний мир.
И таким образом многие дети подросткового возраста проходят этот этап своей жизни так и не приобретя необходимых навыком межличностного общения.

А что если нам с подростками поиграть? Хотя нет, ну что вы, они такие взрослые и часто сами говорят: "Я этой глупостью заниматься не буду!" Ну так мы же с ними не в дочки-матери будем играть. Мы найдем игры, которые подходят для их возраста. И тогда очень скоро они заберут этот инструмент у взрослого и будут уже играть сами. Какими же могут быть игры для подростков?


  • Во-первых, это могут быть игры, которые построены на общении и взаимодействии (даже не буду приводить пример... Почти все игры построены на общении, лишь в них принимали участие как минимум 2 человека, а не человек и планшет).
  • Во-вторых, игры, которые дают возможность для экспериментирования с самим собой, для примеривания различных ролей (например, мафия или ролевые игры).
  • В-третьих, подросток должен иметь возможность проявить себя в игре (свои физические возможности в соревновании или свои интеллектуальные способности в настольной игре).
  • В-четвертых, совершенно бесценны для этого возраста кооперативные игры (например, любые командные испытания).
  • Наконец, стоит отметить игры, которые требуют преодолеть себя, начиная с признания в чем-то личном (соблюдая личностные границы, несомненно) и заканчивая преодолением физических страхов (прыгнуть, пройти с закрытыми глазами и т.д.)

Этот список можно продолжить, он зависит от конкретных детей. В следующий раз я начну рассказывать о конкретных играх, которые отвечают перечисленным требованиям.

Пока же, я надеюсь, у вас появилось желание играть со своими детьми-подростками и их друзьями (они, кстати, очень любят, когда взрослые соглашаются поиграть с ними, побыть на равных). А если нет - забудьте все те рассуждения, которые вы прочитали! Просто игра - это отличный способ получить огромное удовольствие от общения с подростком :)

***

Спасибо, Аня! С нетерпением будем ждать твой следующий гостевой пост! 

Мамочки и особенно мамочки подростков, будем благодарны вам за обратную связь! Что бы вы хотели узнать? Может, у вас есть какие-то конкретные вопросы? 

Мамочки деток помладше, напомню, что в прошлый раз мы говорили о потребностях деток 1-7 лет, бэбиков и дошкольников (прочесть можно здесь)

Всем спасибо за внимание, хороших выходных!! :) Заходите в гости!