четверг, 29 мая 2014 г.

Французские дети не плюются едой - отзыв и конспект

Сегодня, как и обещала, делюсь своими впечатлениями о весьма легко усвояемой книга одного интересного автора с зубодробительной фамилией и тягой к французскому стилю воспитания детей. Выращивания, простите. Да да. Французы, как выяснилось, детей не воспитывают, а растят, т.к. воспитание носит некоторый отрицательный характер и созвучно с наказанием.

Сразу скажу, заказала себе англоязычную версию книги, но она пока не дошла. Так что так прям и дочитывала в электронном виде на русском языке. Хороший перевод, кстати. Качественный, ляпов и каких-то явных грамматических и орфографических ошибок не заметила. Вот вы фыркаете, а для меня это важно, для меня - это показатель качества издания и самой книги.

Ну, собственно о книге.
Ярко, живо, динамично написано. Очень понравилась манера изложения. Никаких тебе нравоучений и капитанов очевидностей. Автор повествует в очень свободной, такой я бы сказала, разговорной манере. Рассказывает о своих проблемах в воспитании детей и о том, как она стала наблюдать за французами и чему у них научилась в этом вопросе. По ходу дела вплетаются результаты всяких исследований и информация из других источников, которые Памела изучала  на досуге. Не буду пересказывать в подробностях, иначе буков будет очень много. Это надо читать самим. Правда. Если дети есть или планируете, ну прям не поленитесь начать. Потом вас за уши не оттянешь.

Книга посвящена вопросам воспитания детей. Рассматриваются две довольно противоположный парадигмы: американская - беспорядочная, детоцентристская, и французская - очень системная и отводящая детям в этой системе совершенно определенное место.

Система французского воспитания, как выяснила Памела, стоит всего на нескольких принципах, но они совершенно асолютно блин четко соблюдаются, как дома, так и в детских учреждениях. Отсюда единство,однородность и понятность воспитательной среды для ребенка, что ну прям очень важно и круто, особенно для маленьких деток (это я вам как человек с психологическим образованием говорю :). Такая среда для детей предсказуема и психологически безопасна.

Я выписала очень много всего, здесь попробую хоть как-то упорядочить. Заранее прошу прощения, если получается каша. Спрашивайте, объясню, чего я хотела сказать :)

  1. Ребенку нужны четкие рамки, внутри которых ему предоставляется полная свобода. "Больше всего ребенку нужен упорядоченный внутренний мир, благодаря которому он сможет стать самостоятельным и развиваться".  А французы эти качества очень ценят.
  2. Ребенка нужно научить терпению и умению справляться с разочарованием. Не предоставлять все по первому требованию, детей нужно научить тому, что мир не вращается вокруг них и для всего есть свое время.
  3. За ребенком нужно наблюдать, ребенка нужно уважать и видеть в нем полноценного человека, просто маленького. У ребенка всегда есть причины вести себя так или иначе. Он не капризничает, он что-то пытается сказать.
  4. Твердое родительское "нет" ребенку необходимо, поскольку оно спасает его от "тирании собственных желаний". И тут важная ремарка от автора: если ваш ребенок сердится, это еще не значит, что вы плохой родитель. 
  5. Важность пробуждения vs ускорения развития. Детей учат с удовольствием познавать мир в противовес наискорейшему протаскиванию их через все фазы и ступени развития.
  6. Детей важно научить здороваться, так они избавляются от эгоизма и становятся равноправными членами общества, становятся "видимыми" для других. Кроме того, это задает тон общения и дает детям почувствовать, что окружающие взрослые верят, что ребенок может вести себя цивилизованно и не кусать гостей за ноги под столом
  7. Французы соблюдают строгий режим питания, который прививается детям с рождения. У них даже кормление назвается не кормлением, а обедом, завтраком и ужином. Есть еще полдник - единственный за день перекус. Даже если ребенку покупают что-то сладкое, ему не дают его сразу, а оставляют на полдник. Ага, для всего свое время. Кроме того, французы не начинают прикорм с безвкусных каш, а делают пюре из разных овощей, настаивая, чтобы ребенок хотя бы попробовал. Доедать не обязательно, по попробовать нужно. И постепенно продукт вводят в рацион, предлагая его в разных видах, до тех пор пока ребенок не распробует его уникальный вкус. Ага, даем ребенку возможность познавать мир и пробовать его на вкус. 
  8. В доме главный - взрослый. Никаких прений и дебатов с ребенком. Надо и точка. Не по всем, конечно, моментам, но по ключевым - твердое родительское слово. Ребенок должен чувствовать, что у его мамы и папы все под контролем. Ему это вселяет уверенность. При этом: с ребенком общаемся вежливо, как со взрослыми. Говорим ему на что он имеет, а на что не имеет права - это дает чувство какой-то справедливости, потому что если у него нет права на что-то, то значит где-то должно быть то право, которое у него есть :) Употребляем слова "не одобряю", что дает ребенку понять, что кроме его собственного мнения, есть еще мнение родителей, с которым ему нужно считаться. Отказывая - всегда смотреть в глаза, поддерживать тесных контакт и объяснять причину отказа. Даже самым маленьким. Сочетать твердость и гибкость, не заводиться из-за мелких шалостей. Задача родителя, как можно больше соглашаться с ребенком и научить его спрашивать разрешения, прежде чем осуществить свое желание. Так развивается послушание, которое подразумевает свободу (слушаться или нет)  в противовес покорности (которая вообще-то очень унизительна). Ну и когда сообщаем ребенку какое-то требование или запрет, даем ему время на реакцию. 
Ну вот как-то так. Это, скажем так, ключевые пункты, которые мне показались особенно интересными. Хотя интересно было абсолютно все! И история самой Памелы особенно :) Уже ради одного этого книгу читать - стоит! А выводы каждый сделает сам :)

Что скажете?

Следующая на очереди у меня Лоренс Хибберт - Советы желающим начать свое дело. Вывешиваю на боковую панельку, приглашаю присоединиться :)