понедельник, 12 января 2015 г.

Мне некогда! - в поисках свободного времени вместе с Бриджит Шульте

Знаете недавно ходивший по интернету мем? "Британским ученым наконец удалось выяснить чего же хочет женщина!... Но она уже передумала". 

Как и собиралась, я начала читать книгу, которая висит на боковой панели блога, но уже в процессе, зайдя на сайт моего любимого издателя, я обратила внимание на книгу Бриджит Шульте "Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота". Меня с недавнего времени, как вы могли заметить, очень интересует вопрос рационального использования такого неуловимого ресурса как время. Особенно свободное.  Понятное дело, я отложила начатую книгу в сторону до лучших времен и с нетерпением вцепилась в новую находку. 

Оказалось, что проблемы того, на что уходит наше время, интересуют не только меня :) Исследования на эту тему проводятся по всему миру. В одних только Штатах специалисты из Бюро трудовой статистики тратят 5 млн долларов ежегодно на исследование использования времени. Министерство здравоохранения Канады опубликовало отчет, в котором подчеркнуло, что в связи с растущими перегрузками на работе и дома, в стране растет число депрессий и тревожных состояний. Нехватка свободного времени ведет к чувству "перегруженности жизнью"и "усталости принятия решений", к ощущению, что время рассыпается на "конфети", приводит к духовному истощению и негативно сказывается на нашем здоровье, умственных и творческих способностях.

Девочки, книга просто фантастическая! Честно говоря, у меня столько эмоций после ее прочтения, что оформить мысли в более ли менее связный текст удается с трудом. 

Бриджит не стала уподобляться жадным авторам, штампующим одну за другой книги "одной мысли". В ее исследовании столько информации на самые разные темы, что диву даешься, как она сумела собрать все это воедино и так просто и интересно изложить в одной книге. 
История начинается с рассказа о ее личной жизни и проблемах, связанных с тотальной нехваткой времени. Далее шаг за шагом она виртуозно проводит читателей той дорогой, которую прошла сама в поисках ответов на вопросы, касающиеся времени. Где работающей маме найти время на работу, семью и игру? Почему вопрос нехватки времени наиболее актуален для женщин? Как он решается женщинами и мужчинами в разных странах? Как сбалансировать бешеную гонку, в которую превращается каждый новый день? Забота о детях и семье? Работа и карьера - сколько достаточно? Как наконец вернуть чувство реальности и радости жизни? И еще много-много всего! Исследования специалистов в области времени, досуга, нейрофизиологии, тайм-менеджмента, наблюдения самой Бриджит, интервью и истории реальных людей из разных стран, тренинги, сообщества, идеи и мнения. Конечно, многое в книге описывает по большей части Американские реалии. Но, на мой взгляд, книга достойна оказаться на полке у российских женщин и, особенно, мамочек. 



Изначально я планировала написать обзор в стиле "10 советов от Бриджит о...", но уже в середине книги я поняла, что у меня столько закладок, что  ни 10, ни 15 пунктов не хватит, чтобы передать ее основную мысль. Ну, то есть, передать мысль, конечно, можно, но хочется же поделиться самым интересным, самым важным! А я начала просматривать свои 70 закладок (на 360 страниц книги) и... как-то все интересно, все важно. Что-то выделила, потому что нашла отражение своих переживаний из разряда "ну чудненько, не одна я такая, не одну меня это волнует!", что-то отметила для себя как интересный факт, что-то оставила на заметку "на попробовать" и "сделать".

Я уверена, что многим, например, знакомо вот такое ощущение:
-Ну, хорошо,  - Бен продолжал настаивать, - как, по-вашему, выглядит свободное время?Я подумала: "День, когда я лежу дома и болею". 
Или: "У современных женщин список задач никогда не заканчивается... Нам все время приходится думать о делах, и это дает сильный эффект нехватки времени". 
А как вам выражение "слишком занят, чтобы жить"?..
Бриджит затрагивает не только вопросы проведения досуга, но и того, насколько эффективно мы проводим время на работе, как на нас влияет корпоративная культура "идеального работника", рассказывает услышанные ею истории об успехе организаций, практикующих свободный график работы, мотивацию через результативность, а не количество часов, которые сотрудник отращивает зад перед монитором. Например, одной из версий тотальной занятости является то, что мы просто не знаем, как толком провести свободное время. Мы его стыдимся, мы теряемся, когда оно у нас есть, и не можем придумать ничего лучше, как тупо уставиться в телевизор. 

Или вот такой факт, вы знали, что наш мозг обладает поразительной пластичностью? От продолжительных стрессов и переживаний, в том числе связанных с ощущением того, что мы ничего не успеваем, наша префронтальная кора - "ключ к человеческому интеллекту", - начинает давать сбои и уменьшается в размерах. Серьезно, если мы постоянно куда-то торопимся, беспокоимся, переживаем, переключаемся между задачами и суетимся, эта часть нашего мозга, отвечающая за способность трезво мыслить, сохранять спокойствие и ясность ума, запоминать, планировать и принимать решения, - это часть нашего мозга посылает нас к черту и практически перестает работать! Клетки отмирают, нейронные связи разрушаются. 

Женщинам, которые разрываются между желанием стать хорошей мамой и построить успешную карьеру, эта книга будет особенно интересна. Бриджит - успешный, очень занятый журналист. Но она еще и мама. И жена. И большая часть ее расследования, ставшего этой замечательно книгой, посвящена ответам на ее вопросы, вопросы женщины, которая пытается превратить хаос в гармонию и найти баланс между семьей, работой и своими собственными потребностями. 

Желаю всем приятного чтения и приглашаю присоединиться к моей конфетке! Времени осталось совсем чуть-чуть! :)



6 комментариев:

  1. ну что тут скажешь, надо бежать читать :) спасибо за наводку, Татьяна.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за обзор! Действительно мы часто стыдимся свободного времени...это ужасно...мы разучились наслаждаться жизнью!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за обзор! Очень акутальная тема)) Сухие книги по тайм-менеджменту мало помогают.
    Обязательно почитаю!

    ОтветитьУдалить
  4. ооо, это прямо то, что мне нужно =) а то ведь я еще даже не мама, а времени все равно не хватает...

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединяюсь ко всем комментариям выше! Уже иду читать.

    ОтветитьУдалить
  6. девочки, кто прочел, как вам? :)

    ОтветитьУдалить