Девочки, предлагаю вам очередной субботний пост про деток и детскую игру. Недавно мы с вами обсуждали, нужна ли игра подростку и каким образом она способствует гармоничному развитию и взрослению.
Сегодня я хочу поделиться с вами статьей психолога Ксении Щербининой , написанной специально для вас. Речь в ней пойдет о том, насколько важна игра для ребенка дошкольного возраста. Ксения расскажет о значении детской игры для дошкольника и порассуждает на такую злободневную тему: нужны ли дошкольнику дополнительные развивающие занятия.
Слово Ксюше:
Добрый день! Меня зовут Ксения, я детский психолог. Два года я работала педагогом в центре раннего развития и вот уже три года работаю в государственном детском саду в должности психолога. Также я практикую частным образом: консультирую родителей и провожу занятия для детей. В настоящее время продолжаю учиться на психотерапевта, с огромным интересом погружаюсь в мир ребёнка, учусь понимать его всё больше и больше.
Зачем дошкольнику игра?
Сегодня хотелось бы
обсудить с Вами, дорогие читатели, тему детской игры. Вообще, нужна ли она и
если нужна, то зачем? И какой она должна быть, эта игра? И можно ли заменить
игру развивающими занятиями?
Итак, по порядку.
Игра ребёнку дошкольного
возраста нужна как воздух, потому что именно играя ребёнок способен развиваться
и расти. В каждом возрасте у детей есть ведущая деятельность – это та
деятельность, в которой малыш усваивает новую информацию и гармонично развивается.
Например, с года до трёх этой деятельностью является манипулирование с
предметами. Малыши очень любят всё трогать, раскручивать и разбирать, менять
местами, ломать и снова строить (если повезётJ) и т.д.
В 3-4 года ведущая
деятельность меняется, и в жизнь ребёнка приходит Игра. Разумеется, игра была и
до трёх лет, но она была построена на манипуляциях с предметами, а теперь
центральной становится… нет, не игра с планшетом! А сюжетно-ролевая игра, где
на первое место выходят человеческие отношения. Теперь ребёнку интересно быть «продавцом»,
а не просто перебирать резиновые фрукты и овощи; быть «мамой», а не просто так
копаться в маминой косметичке или быть
«поваром», для которого кастрюльки и сковородки – это лишь атрибуты его
профессии. В этом возрасте ребёнку очень хочется быть взрослым, «как большой»,
и через роли он эту «взрослость» на себя примеряет, пробует свои силы и
возможности.
Именно в этой
сюжетно-ролевой игре происходит самое настоящее развитие.
- Игра влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, и, конечно же, воображения.
- В игру ребенок учится управлять своими эмоциями, выражать их культурно, с учетом социальных норм.
- В игре ребенок активно общается со сверстниками. Причем, общие игровые цели и соблюдение ролей способствуют конструктивному общению. Развиваются умение находить компромиссы и учитывать точки зрения друг друга.
- Выполняя различные игровые роли, ребенок узнает культуру страны и мира в целом, приобщается к ней.
- В игре развивается способность к саморегуляции. Ребенок учится контролировать свои эмоции и действовать вопреки спонтанным желаниям. Так, дошкольник способен в течение 10 минут идти тихо и разговаривать шепотом, если это игра в "охотников" или "грабителей", или способен простоять несколько минут неподвижно, если "злая колдунья превратила его в статую".
- В ходе игры ребенок овладевает новыми способами действия, неминуемо преодолевая трудности. Таким образом развивается его воля и уверенность в своих силах.
- И, наконец, в игре ребенок получает массу позитивных эмоций!
Надеюсь, ни у кого не
осталось сомнений в том, что сюжетно-ролевая игра не только очень полезна, но и
просто необходима ребёнку-дошкольнику для гармоничного развития. Если Ваш
ребёнок много и разнообразно играет (один, со сверстниками и со взрослыми),
никакие развивающие занятия ему не нужны, всему необходимому он научится в
игре. Доказательством тому может быть наше детство или детство наших родителей:
никаких «развивашек», минимум «кружков» и бесконечные игры во дворе или дома. И
отличные же люди получились, разве не так?
Разумеется, развивающие
занятия тоже бывают полезными, толковыми и интересными для детей. Тут, скорее,
вопрос в приоритетах. Игра важнее всего остального для дошкольника! Но всё
остальное не отменяется;)
Удачи и до новых встреч!
* Если у вас есть вопросы или желание пообщаться с Ксюшей лично, ей можно написать на ksenia.scherbinina@gmail.com
*В следующий раз Ксюша продолжит знакомить нас с особенностями игры деток и расскажет о специфике игр совеременных дошкольников и о том, как с ними играть, чтобы это занятие приносило не только пользу, но и массу позитивных эмоций и детям, и взрослым.
Как всегда, комментарии приветствуются и очень ценятся :)
Если статья показалась вам интересной, поделитесь ею с другими!
Спасибо!
Очень интересная статья! спасибо Ксюше и тебе, Танюша:) Вроде кажется коротенькая и сначала вроде ничего нового, а нет:) Вот про то, что при разнообразной игре, в "развивашках" нет необходимости для меня новость. И приятная, и заставляющая задуматься, и подпинывающая меня к действиям. Мне еще интересно было бы узнать как можно было бы организовать общую игру для детей разных возрастов (1,5 и 4 года, мальчики) и возможно ли это?:)
ОтветитьУдалитьМария, добрый день!
ОтветитьУдалитьРадостно слышать, что Вы нашли что-то новое и полезное для себя в этой статье:)
Про Ваш вопрос о совместной игре. Несмотря на то, что возрастная разница между вашими мальчиками небольшая и располагающая к совместным играм, пока что они находятся в разных возрастных периодах. Для младшего сейчас интересны различные манипуляции с предметами и изучение их свойств, тогда как старший уже осваивает ролевую игру и, наверное, с любопытством расспрашивает вас про мир взрослых. Если старший уже способен играть какую-то роль, маленькому пока это просто недоступно. Но это не значит, что совместная игра исключена, отнюдь.
Как вариант, предлагаю Вам игру-путешествие. Пусть это будет путешествие каких-то героев или зверушек (зайчиков, например), Вы даже можете надеть какие-то атрибуты на деток и нарядится самой (это способствует вхождению в роль, а малышу может быть просто любопытно потеребить заячьи ушки:) ). Во время путешествия герои преодолевают различные препятствия и идут они к какой-то заветной цели (волшебная морковка). Препятствия могут быть самые разные: и спортивные (перепрыгнуть, подлезть, пройтись на цыпочках, станцевать), и на мелкую моторику (собрать паззл, шнуровку и т.п.), и интеллектуальные (элементарные загадки) и ещё какие угодно, тут полный полёт фантазии, ориентируйтесь на интересы детей и на подручные материалы;) Можете сопровождать испытания музыкой или во время вашего "пути" шагать под весёлую мелодию, тоже добавляет атмосферы;) Главное в этих испытаниях - чтобы что-то было доступно младшему, а что-то достаточно сложное (и потому интересное) для старшего. А в конце - заветный приз! Но лучше два, чтобы без ссор;))
Разумеется, иногда младший мальчик может "выпадать" из хода путешествия и "зависать" на каком-то предмете, но включённость старшего и привлечение внимания с помощью эмоциональности голоса сделают своё дело. Рано или поздно;)
Удачи Вам и вдохновения!;)
Ксюша, спасибо за твой комментарий :)
УдалитьЗаметила, что в тексте вылез какой-то непонятный код. Исправила :)
Ксения, спасибо вам большое за ответ:))) Да еще такой развернутый и с такой замечательной идеей! Мы скоро на море, там обязательно попробую с ними так поиграть:) новое место, думаю будет интересно и детям, и нам, родителям:) а сейчас буду фантазировать о героях и препятствиях, надо спланировать, так будет легче.
УдалитьС нетерпением буду ждать следующую статью:)
Танюш, спасибо за исправление!;)
ОтветитьУдалитьМария, на здоровье! Уверена, у вас получится отличное путешествие под звуки морского прибоя;)) Конечно же, стоит всё заранее спланировать и прописать. Такого рода игры проходят тем лучше, чем лучше они продуманы;)
Успехов вам и интересных открытий!;)
Спасибо, Ксюша:) Будем стараться:)
Удалить